вторник, 17 марта 2015 г.

Основы Суггестии (Теория)

Не существует правды без магии.
Дж. Фаулз

     Внушаемость — наиболее простой типичный условный рефлекс, всеобщее свойство, присущее всем живым организмам на Земле, вплоть до простейших и одноклеточных.
     Под внушением подразумевается передача информации с внедрением заключенных в ней идей без возможности какой-либо критической оценки и логической переработки предлагаемого объектом воздействия. Это непосредственное вливание в психику человека идеи, чувства, эмоции путем слова, интонации и жестов помимо его активного внимания, т. е. в обход его критики.
     При осуществлении внушения все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются «слепо», благодаря задержке в психике человека всех противоположных тенденций.

     Суггестия— термин происходит от латинского suggestio — внушение, а внушение — от древнеславянского въи уши — вносить в уши. В современном понимании — это воздействие на личность, приводящее к:
  • появлению у человека, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения.
  • совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им до сих пор норм, установок и принципов деятельности.

Суггестор — источник суггестии. Возможные суггесторы — индивид, группа, средства массовой информации. Последние два являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное значение — рекламы, моды, господствующих взглядов, предрассудков, поверий и т. д.
Суггеренд — объект суггестии. Возможные суггеренды — индивид, группа, социальный слой.

1)Прямое , делящееся на:
  •      Императивное кодирование , которое является стрессовым видом воздействия на человека (суггестивные команды и приказы). Носит авторитарный, директивный характер. Резкие, короткие фразы, обычно несколько раз повторяемые, сопровождаемые потоком сигналов, посылаемых мимикой, жестами и интонацией говорящего. Иногда называется отцовским методом суггестии.
  • Суггестивные наставления , влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Делаются спокойным тоном в виде мягких убаюкивающих длинных фраз, обычно несколько раз повторяемых. Иногда называются материнским методом суггестии.
2)Косвенное , включающееся в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризующееся неосознанностью, непроизвольностью и незаметностью усвоения.

     Как прямой, так и косвенный виды внушения довольно часто встречаются в быту (хотя часто и не осознаются как таковые). Как только не обозначают в разговорах его признаки: «Он ее психически подавляет»; «Она на него так влияет, что он подкаблучник»; "Он их всех «построил»"; "Они на него так «наехали», что он и слова против не может теперь сказать"; «Как он ее настроит, так и будет» и т. д. Мы же поговорим о том, как это делать, опираясь на науку, наиболее грамотно и эффективно.

Методы внушения используют для:
  • блокировки нежелательного поведения или мышления человека.
  • склонения индивида к желательному действию или поведению.
  • быстрого скрытого распространения полезной информации и необходимых слухов.
 Применительно к ситуации внушение делится на:
  • внушение наяву.
  • внушение в трансовых состояниях.
  • внушение во сне и в просоночных состояниях.
  • заочное внушение.
  • внушение с отставным эффектом.
  • прерывистое внушение.
  • внушение с применением специальных процедур или препаратов и др.

     Любой вид психологического воздействия небезопасен в руках людей, не знакомых с основами суггестологии. Сейчас мы рассмотрим прямое и косвенное суггестивное воздействие без активного проникновения в подсознани е человека, а скрытое гипновнушение — разберем немногим позже.

СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЯМОГО ВНУШЕНИЯ

Если все время человеку говорить, что он «свинья»,
 то он действительно в конце концов захрюкает.
М.Горький

Эффективность суггестии определяется:
  • Качествами суггестора.
  • социальный статус.
  • обаяние
  • волевое превосходство.
  • интеллектуальное превосходство
  • характерологическое и волевое превосходство.
  • степенью внушаемости суггеренда.
  • отношениями между суггестором и суггерендом.
  • доверие.
  • авторитарность.
  • зависимость
  • методикой конструирования сообщений.
  • уровенем аргументированности.
  • характер сочетаний логических и эмоциональных компонентов.
  • подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т. д.). 


Особенности прямого внушения:
     Для воздействия на лиц со слабым интеллектом нужное прямое внушение лучше сочетать с усиленными отрицательными эмоциями ; иногда сопровождать криком и соответствующей жестикуляцией. Содержание внушения, например, может быть таким: «Если это не сделаешь — вот это потеряешь!» Прямое «отцовское» внушение эффективнее, когда имеет эмоционально-смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем «ключевые» слова внушающий должен произносить четко, резко, напряженно, эмоционально насыщенно и обязательно повелительным тоном.
     Если же данное лицо вполне интеллектуально или же заведомо внушаемо, то следует использовать положительные эмоции . Содержание внушения, например, может быть таким: «Если вот это сделаешь — вот это приобретешь!». В случае, когда объект воздействия подавлен или слишком неуверен в себе, должное прямое внушение выполняют эмоциональным повелительным тоном с привлечением мимики и жестов , оформляющих неоднократно повторяемые резкие, громкие, короткие , как бы вколачиваемые фразы.
     Если объект воздействия излишне возбужден и значительно обеспокоен, то внушают успокаивающим «материнским» тоном, с применением неоднократно повторяемых мягких, убаюкивающих длинных фраз.
     Одним из дополнительных методов прямого внушения является специальная «неопределенность» построения фраз. Старайтесь строить эти неопределенные фразы так, чтобы объекту казалось, что это он сам думает, т. е. не «Мне кажется, что сейчас очень холодно на улице», а «Господи, как холодно! Очень морозно на улице! Совсем зябко! Очень студеный день! Прямо ледяные мурашки по коже от мороза бегут!».

Выбор применяемого вида внушения зависит от:
  • психологической уязвимости объекта (здесь и далее слово «объект» будет означать объект суггестивного воздействия).
  • его волевых характеристик, черт характера, рода занятий, известных фактов биографии, реальной ситуации.
  • цели планируемого воздействия (корректировка образа мышления, привлечение к сотрудничеству, вытягивание информации, одноразовое содействие или помощь, воспитующее порицание или наказание, возмездие).
  • личных возможностей суггестора (наличие необходимого времени, знание приемов, тренированность, компетентные помощники).
  • уровня моральной допустимости суггестора.

     Ведущими принципами суггестии в состоянии бодрствования являются, во-первых, убежденность самого суггестора в целесообразности и правильности того, что он делает, и, во-вторых, учет акцентуированных (выделенных, усиленных, «выпуклых») черт характера объекта воздействия.

Возможные типы акцентуаций характера суггеренда:
     Демонстративный (истероидный тип). Предположить наличие у человека истероидных черт характера дают основание следующие особенности его поведения:
  • излишняя аффектация поведения.
  • постоянное стремление быть на виду.
  • поиск признания.
  • желание «себя показать», усиливающееся в присутствии свидетелей, т.е. стремление все делать «на публику».
  • эгоцентричность поведения.
  • неустойчивость настроения.
  • крайняя нетерпимость к критике.
  • естественное, открытое, контактное поведение — лишь наедине с кем-то.

     Учитывая все это, суггестивное воздействие на таких лиц лучше проводить с глазу на глаз, без посторонних. Во время воздействия при его спокойном состоянии желательно больше обращать внимание на его хорошие качества и успехи. Если же такой суггеренд возбужден и в присутствии других его поведение приобретает выраженную театральность, лучший эффект дает резкий окрик типа «Стойте!», «Сядьте!», «Тихо!», «Помолчите!», «Неправда!» и т. п., после чего сразу же должны последовать фразы внушения. При этом необходимо вскользь подчеркивать положительные качества суггеренда и его успехи. Речь суггестора при этом должна быть темпераментной (нельзя давать опомниться), слова — конкретными, вескими, решительными, категоричными.

     Замкнутый тип. Это молчаливый, замкнутый человек, всем своим поведением показывающий, что лишние разговоры ему неприятны. Как правило, такая скрытность — своего рода маска, за которой скрывается его нерешительность, робость, стеснительность. Общение с такими людьми должно быть предельно лаконичным. Содержание внушения должно опираться на реальные факты, быть очень конкретным. Таким людям нравятся сильные личности (хотя они это скрывают), поэтому ими хорошо выполняются любые приказы, произнесенные уверенным тоном.

     Развязный тип. Бывает, что внутреннюю неуверенность человек маскирует своей излишней развязностью. Необходимо различать людей, стремящихся все время что-то доказывать окружающим и убеждающих в чем-то самих себя. Несмотря на их мнимую веселость и псевдообщительность, общение с такими людьми должно быть сдержанным, предельно лаконичным, одобрение — скупым и только за конкретное выполненное дело, за достигнутый результат. Любое перебарщивание обязательно вызовет подозрительность, которая будет препятствовать выполнению цели воздействия.

     Возбудимый тип. Это люди с неуравновешенным характером, склонные к импульсивному поведению, аффективным реакциям. Вспышки беспочвенного гнева у них могут чередоваться с периодами излишней предупредительности, услужливости, рьяно демонстрируемой лояльности. В момент приступа гнева не нужно с ними спорить, пытаться что-то доказать и показать. Единственное, что даст эффект — внезапное переключение их внимания, отвлечение от предмета возбуждения. В момент возникшего спокойного состояния нужно провести необходимое внушение ровным, спокойным голосом. Наряду со сдержанностью, сохранением определенной «дистанции» важно настойчиво проводить свои идеи. Необходимо чередовать переключение на нейтральную тему и вновь — на подлежащие внушению вопросы.

     Тревожно-мнительный тип. Такие люди хорошо воспринимают волевую, уверенную манеру поведения суггестора. На них отлично действуют слова, произносимые спокойно и авторитетно, а также разумная похвала их действиям. Учитывая их неуверенность в себе, не следует давать им задания, рассчитанные на длительный период. Каждая инструкция должна быть краткой и четкой. После выполнения задания необходимо дать таким людям понять, что все они сделали правильно, похвалить или, спокойно проанализировав неудачу, дать новую краткую инструкцию.

На этом все. Если вам понравился мой блог и вы хотите без забот следить за всеми обновлениями - заходите на наши странички:
Твиттер 

P.S. Поддержать проект можно всего одним кликом по банеру=)

Всегда ваш


©  Бальморе Эшу  2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий