Принцип дефицита
Человек начинает что-то предпринимать
только в двух случаях: когда может
что-то приобрести
и когда может что-то потерять.
Термин «дефицит» ведет свое происхождение от лат. deficit — недостает и
означает недостаток, нехватку чего-либо. Механизм принципа дефицита базируется
на людской тяге извлекать выгоду кратчайшим путем с минимальными усилиями. Это
делает его чрезвычайно сильным средством манипуляции.
Мы обычно проникаемся любовью и стремлением к чему-либо, когда понимаем,
что это может быть утрачено. Возникающая на глазах притягательность часто
объясняется единственной причиной: что-то становится менее доступным.
Очень часто можно наблюдать, как люди начинают ценить какой-либо предмет
или взаимоотношения только тогда, когда рискуют этого лишиться.
Стоит какому-нибудь товару, вещи или связям (на что порой раньше даже не
обращали внимание!) стать менее доступными, как их ценность в наших глазах
значительно вырастает.
Риск лишиться чего-то будоражит эмоции, затрудняет рациональное мышление,
оказывает мощное влияние на принятие решений. Лучшим в нашем понимании является то, чего слишком мало. В мире
коллекционеров принцип дефицита — ключевой фактор при оценке предметов
собирательства. Раритеты всегда более ценны.
Во времена тотального дефицита товаров в СССР профессия продавца или
товароведа, имеющих доступ к «заповедному», в сознании масс ценилась куда выше,
чем звание доктора наук. Любые запреты неизменно порождают дефицит, а следовательно, и тягу к
запрещенному предмету. Ни в одной стране мира не любят цензуру, которая ограничивает права на
информацию. И если что-то в мире засекречивается, то тема секрета автоматически
становится много обсуждаемой. Вспомните о той же проблеме НЛО.
Анекдотов больше всего сочиняется в те времена, когда делать это опасно.
В психологии есть такое понятие, как феномен Ромео и Джульетты. Надо
думать, любовь молодых людей, увековеченная великим Шекспиром, вряд ли достигла
бы пика страстей, если бы не сопротивление родителей из двух враждующих
семейств, только распалившее их влечение друг к другу. К слову, современные театры содержат армии билетеров, распространяющих билеты на
предприятиях и в организациях, а кассы театра их сознательно
поступает мизерное количество. Дефицит билетов не только подстегивает зрительские
желания, но и создает видимость популярности и престижности театра.
Продавцы часто подогревают интерес к какому-либо товару сообщением о том,
что его количество ограничено и нет никаких гарантий, что его хватит на всех, а
спрос на этот предмет огромен.
Похожий прием — подчеркивание, что товар продается только до определенного
срока. Одни из любимых торговцами девизов — «Срок уникального предложения
подходит к концу!» и «Прямо сейчас!». Данная тактика направлена на то, чтобы
помешать клиентам как следует обдумать покупку, «застращать» их тем, что они не
смогут приобрести этот предмет позже.
Опасность дефицита и привлекательность какого-либо предмета особо
возрастает, если вокруг обладания им возникают отношения конкуренции. Стоит
только появиться сопернику, как равнодушный к своей подруге любовник вновь
начинает переживать истинную страсть.
Тот же принцип конкурентной борьбы за дефицит используется на открытых
аукционах, где воистину происходят великие необъяснимые вещи в битвах за
единственный ресурс. Необъяснимые, если не знать принцип дефицита.
На этом все. Если вам понравился мой блог и вы хотите без забот следить за всеми обновлениями - заходите на наши странички:
Всегда ваш
© Бальморе Эшу 2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий