Внушение вызовом «полярной реакции»
Данное внушение производится призывом или
предложением к гипотетическому доведению нежелательной суггестору возможной
ситуации до логического предела или вообще до абсурда:
- Никогда не обращайтесь в лицензированные фирмы — это опасно. Такие фирмы, по заверениям околоподъездных бабушек, сплошь состоят из бандитов, которые, как никотин, убивают даже лошадей. Вы много видите на улицах города лошадей? Так вот — это они их, родимых... (Реклама).
- Когда поедешь на вещевой рынок, обязательно положи все деньги в один кошелек, а его — в неглубокий наружный карман, да так, чтобы кошелек из кармана выглядывал.
- Если Вас по телефону обозвали дураком / и не стали ждать ответа, бросив трубку на рычаг, / наберите быстро номер из любых случайных цифр / и тому, кто снимет трубку, сообщите: «Сам дурак!» (Г.Остер. «Вредные советы»),
- В принципе, я вообще не сторонник того, чтобы призывать слушать меня. В то время как я буду все это рассказывать, Вы можете не очень прислушиваться, а еще лучше — ходить по кабинету, наливать себе кофе, разговаривать... (Фраза менеджера на совещании).
Как вариацию применения этого способа подачи
информации можно привести прием «разоблачение». Предположим, Вы знаете, что человек
при общении с Вами может предпринять определенные действия, нежелательные для
Вас. Словом или делом — не имеет значения. Сыграйте на опережение:
- Ну ты еще кулаком по столу постучи! Или стакан сока мне в лицо выплесни!
- Да что ты меня уговариваешь это купить? Ты же сейчас, поди, скажешь, что это долларов сто стоит!...
Внушениями без введения в транс являются также
непрямые директивы в виде образных примеров. Данный метод воздействия на
подсознание применялся еще древними мудрецами. Необходимая мысль при этом
излагается иносказательно — в виде афоризма, аналогии, шутки, анекдота,
короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая из профессиональной
практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения — того, что принято
называть метафорами. Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является
внедряемой в его подсознание мыслью.
Метафоры ловко обходят критику разума — ведь с ними
невозможно спорить. Они оказывают мощное непрямое воздействие. Книга,
изобилующая метафорами, как правило, оказывает гораздо более глубокое влияние,
чем оперирующая языком логики. Слушая образную речь, человек невольно
представляет картины и звуки, которые она порождает, со всеми личными переживаниями
по этому поводу.
Чем ярче и эмоциональнее метафора, тем выше и
надежнее внедренный эффект и тем вероятнее, что собеседник применит
поучительные выводы.
Простые метафоры предлагают простые сравнения:
черный, как уголь; прозрачный, как стекло . В речи любого «обаятельного»,
«приятного» рассказчика Вы обязательно заметите множество таких метафор. Они
помогают просто и эффективно выразить самые сложные идеи, позволяют экономить
слова, разъяснять непонятное и делают нашу речь более запоминающейся, живописной.
Именно простые метафоры подтолкнули многих ученых к грандиозным открытиям и
изобретениям.
Сложные метафоры — это истории , содержащие
несколько смысловых уровней. Такой способ воздействия на человека часто
называют «входом в мозг с заднего крыльца». Ораторы,
религиозные деятели, писатели всех времен и народов именно с помощью простых
историй и на их примере передавали глубочайшие истины. Многие психотерапевты
даже успешно лечили официально неизлечимые болезни вышеизложенным методом.
Главная цель использования метафор — не просто
пробуждать эмоции, а переводить их в побуждения. Они часто играют роль
катализатора решений: купить или не купить, что изменить, как действовать.
Для проведения какой-либо идеи заранее подготовьте
соответствующую типовой ситуации метафору, анекдот, притчу, байку, историю с
«параллельным действием». Только не совершайте весьма распространенной ошибки:
после рассказа не делайте за собеседника никаких морализаторских выводов — он
обязательно должен их сделать сам! Основная сила метафор кроется в ассоциациях,
которые они вызывают у слушателей.
К достоинствам метафор можно отнести и то, что,
передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь это отвлеченное
повествование в третьем лице или мнение третьей стороны. На кого здесь
обижаться?
К особенностям использования метафор можно отнести
следующие:
- чрезмерно прямые и реалистичные метафоры могут вызвать слишком явную ассоциацию, а потому оскорбить и породить противоречия.
- проводимая мысль должна быть понятна слушателю, быть для него не слишком туманной.
- использование банальных оборотов речи сведет все усилия на нет: сравнения «с бородой» действуют весьма слабо.
- применяемые метафоры должны соответствовать личности слушателя: приемы, с успехом используемые с незнакомцами, могут быть совершенно никчемными в беседе со старыми друзьями, а аллегории, «сработавшие» в общении с интеллигентом, могут подвести в разговоре с простым рабочим.
Здесь важен элемент актерской игры. Для того чтобы
посеять в душе человека сомнение в его взглядах или точке зрения, Вы
высказываете мысль, которая Вам не нужна, но отражает настрой объекта , а потом
начинаете внутренне сомневаться в этом своем высказывании, но тут же отгоняете
сомнение прочь (и смотрите при этом «в сторону», делая вид, что, отгоняя мысль
прочь, лукавите и прячете именно истинную мысль):
- Да, Иван Иванович, я соглашусь с Вами: это обыкновенный, ничем не выделяющийся товар. Его нигде не применишь. Хотя... Хотя... Гм, гм... Да нет, нет...
- Не верите? И правильно делаете. (Пауза) Пока — правильно...
Иногда это называется «заронить бациллу сомнения»,
«инфицировать» нужной мыслью. Применение этого приема хорошо описано
Б.Окуджавой в его «Автобиографических анекдотах» (рассказ «Любовь навеки»):
Уже было довольно поздно, когда я отправился
провожать Алису. Вернулся я не скоро. Вбежал в квартиру, бросился к тете. Она
убирала со стола.
Ну что?!— почти закричал я.— Какова, а? Я ведь
говорил!... Ты ведь не разочаровалась ? Да? Да?...
Ну что ты, — сказала тетя и погладила меня по
голове, — она великолепна! Какая фигура! А глаза!... — Ушла на кухню,
вернулась:
Да, кстати, может, конечно, мне показалось, но у нее
немного кривые ноги... — и тут же поправилась: — ножки... Впрочем, может быть,
и показалось... Да это, в сущности, такой пустяк... Не так ли?
Конечно, — выдохнул я оторопело.
Спал плохо. Просыпался и думал про ноги Алисы.
Подумаешь, думал я, какая мелочь! Утром, проснувшись, снова подумал о том же.
Приехал в университет, встретил свою сокурсницу Катю Ломан. У нее были точеные
ножки. Оглядел остальных сокурсниц. У всех были великолепные ноги. В конце
коридора показалась Алиса. Приблизилась. Я отчетливо разглядел, что у нее ноги
действительно кривые. Не очень, но кривые. Да и походка неуклюжая и странная,
словно она ступает по скользкому полу.
Через неделю, встречаясь, мы просто здоровались, я,
кивнув, проходил мимо в аудиторию и усаживался рядом с Катей и, оглядев ее,
понимал, что это навеки .
Таким образом, кроме прямого внушения, Вам доступны следующие виды внушения без введения в трансовые
состояния:
- Ассоциативная суггестия.
- Информационная суггестия.
- Аффектационная суггестия.
- Комплиментарная суггестия.
- Вопросная суггестия.
- Эмоционально-образное внушение.
- Галлюцинаторное внушение.
- Внушение с отрицанием.
- Внушение вызовом «полярной реакции».
- Иносказательное внушение.
- Внушение сомнением.
Есть и другие приемы внушения. Но, так как наиболее
эффективно они могут быть использованы при внушении в трансовых состояниях, о
них мы поговорим немногим позже.
Как определить, что сработало именно внушение, а не
осознанный логический выбор? При малейшей попытке обсуждения внушенной «истины»
будет наблюдаться сугубо эмоциональная реакция: все, противоречащее ей,
отвергается объектом сразу же, не допуская никакого взвешенного анализа. А чем
убедительнее логические доводы, тем сильнее возмущение.
А на этом пока все. Если вам понравился мой блог и вы хотите без забот следить за всеми обновлениями - заходите на наши странички:
Комментариев нет:
Отправить комментарий