четверг, 12 марта 2015 г.

Манипулирование (Теория)

Предел хитрости — умение управлять,
 не применяя силы.
Л.Вовенарг

     Всем доброго времени. Сегодня, мы будем говорить о неотъемлемой части нашей жизни, а именно — о манипулированиеАзами манипулятивных техник владеет даже трехлетний ребенок, вовсю спекулирующий на родительских инстинктах своих мамаш и папаш. Все мы каким-либо образом используем других людей для достижения своих целей. 
     Термин «манипуляция» достаточно глубоко рассматривался отечественными и зарубежными учеными. Ниже перечислены наиболее удачные его формулировки:
  • Скрытое управление адресатом, игнорируя его волю, при котором инициатор (манипулятор) получает одностороннее преимущество или выгоду за счет адресата. Обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью (Оксфордский словарь английского языка).
  • Использование шаблонности поведения и мышления людей, стереотипичности их взглядов для достижения своих целей. Скрытое применение власти (силы) вразрез с предлагаемой волей другого (Р.Гудин).
  • Косвенное, замаскированное воздействие в интересах манипулятора. Скрытое влияние на совершение выбора (Л.Прото).
  • Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать (У.Рикёр).
  • Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого (Дж.Рудинов).
  • Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения (Г.Шиллер).

     Разумеется, приемы и методы не могут манипулировать сами — это способен делать лишь человек. Ядром манипуляции остаются его намерения . Умелое, отработанное и в моральном отношении безупречное использование приемов манипуляции делает их могущественным средством общения, позволяет эффективно воздействовать на других и быть неуязвимым для чужого влияния.
Если использование манипуляции, принося некую выгоду, не наносит никому ущерба (или приносит обоюдную выгоду, или полезно обществу в целом), то оно морально оправдано и даже необходимо. Если же это правило не соблюдается, то Вы стоите на грани злонамеренного обмана и мошенничества.
     Манипулятивные приемы незаменимы для быстрейшего преодоления косности и инертности мышления, издержек неинформированности, нерешительности, для выявления главенствующих мотивов поведения людей, привнесения в ход переговоров как можно больше логики и последовательности.
Человек, применяющий нижеперечисленные приемы, должен не только отдавать себе отчет в том, что он манипулирует своим партнером, но и четко представлять себе конечные цели своих манипуляций.

Общие Закономерности

Жизнь — это искусство извлекать значительные выгоды
 из незначительных обстоятельств.
Сэмюэл Батлер

     Опытные манипуляторы всегда учитывают и используют особенности поведения и реакций людей, при этом не забывают, что:
  • Проворный, быстро мыслящий, бесстрашный, хорошо реагирующий во время беседы человек в критической ситуации может оказаться совсем другим.
  • Когда человек оценивает ситуацию заочно, это нередко вызывает у него более сильные эмоции, чем при реальном контакте с такой ситуацией.
  • Человек вольно или невольно «распахивает душу» (раскрывает свой характер и наклонности), когда говорит о себе.
  • Характеры людей особенно проявляются в том, что именно они находят смешным; манера смеяться — лучший показатель характера человека.
  • Разговоры на отвлеченную тему, не связанную с непосредственными интересами беседующих, позволяют определить интеллект, сообразительность, сноровку, хватку, реакцию собеседника.
  • Чем жестче стереотип мышления, тем большую эмоцию рождает любая попытка подвергнуть его сомнению.
  • В ответ на утверждение объект обычно сообщает больше сведений и выдает больше своих суждений, чем отвечая на обычный вопрос.
  • Притворяясь, что не веришь утверждениям и высказываниям человека, провоцируешь его на откровенность.
  • Прерванные по каким-то причинам действия запоминаются гораздо лучше, чем завершенные.
  • Ошеломив человека, можно получить от него довольно неожиданную информацию.
  • Перемена (ухудшение) погоды зачастую вызывает апатию и замедление реакции.
  • Когда процесс понимания идет слишком гладко, есть все основания не доверять такому пониманию: человек может притворяться, вынашивая какие-то свои цели. 
  • Наблюдаемая агрессивность человека никак не связана с его энергичностью — это совершенно различные качества.
  • Человеку присуще преувеличивать ценность информации или событий, подтверждающих его предположения, теории, версии, и недооценивать или пренебрегать противоречащей им информацией или фактами.
  • Тревожный (т.е. чрезмерно чувствительный к раздражителям) человек охотнее обсуждает свои слабости и изъяны, чем уравновешенный.
  • Нечетко сформулированный вопрос может насторожить собеседника.
  • Стоит человеку в какой-то ситуации проявить себя лидером, как на него и в других обстоятельствах будут смотреть как на лидера.
  • Подавляющее большинство общительных и живых людей предпочитают устную речь, а сосредоточенных на себе, стеснительных и застенчивых — письменную.
  • Люди с большим самоуважением ведут себя независимо по отношению к своей «репутации», хотя несколько ориентируются на нее. Люди с низким самоуважением обязательно следуют своему «реноме».

     Важно: Индивиды могут проявлять свой истинный характер, «быть самими собой», лишь в составе небольших групп, все члены которых поддаются их пониманию. Поведение человека в одиночестве чаще всего отличается от поведения на публике. Публичное поведение тоже разное, в зависимости от аудитории. Для любого человека важно произвести впечатление на окружающих. При этом задействуется одна из двух существующих стратегий:
"ублажающая" (подстраиваясь к аудитории) либо "самоутверждающая" (подкрепляя свое Я и пытаясь произвести хорошее впечатление за счет качеств, входящих в идеальное Я).

     Женщины и многие представители национальных меньшинств обычно более приспособляемы.

     Слова «это не телефонный разговор» — не пустой звук: лишь 7% информации сообщается посредством слов (вербально), 30% выражается звучанием голоса (тональность, интонация) и более 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика) каналам, а пройдя курс изложенный мною ранее по развитию чувствительности вы сможете улавливать намного больше информации, в то время, как раньше она просто проходила мимо вас.

     Память человека лучше всего работает с 8-00 до 12-00 и после 21-00, а хуже всего — после того, как пообедал.

     Эмоциями и интуицией человека повелевает правое полушарие мозга, а логикой и речью  левое. Каждое из этих полушарий координирует всегда разноименную сторону тела. Поэтому все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает, — на левой. Когда нужно воздействовать на чувства человека, ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику
в правое.


     Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, «читать» которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствует о беспокойстве, а искривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке). Улыбка на лице, как правило, показывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка мужчины — хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению.

     Если вам понравился мой блог и вы хотите без забот следить за всеми обновлениями - заходите на наши странички:
Твиттер 

P.S. Поддержать проект можно всего одним кликом по банеру, ток давайте странице рекламодателя загрузится плз=)

Всегда ваш


©  Бальморе Эшу  2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий