воскресенье, 1 марта 2015 г.

Путь Берсерка (Теория)

История вопроса

     Всем доброго времени суток. Продолжая развивать тему "звериного чутья" и сверхчувствительности, поговорим сегодня о легендарных берсерках.
     Берсерк (Берсеркер) — это воин, который посвятил себя Одину, а в замен получил возможность впадать в состояние неистовой ярости по своему желанию. Конечно, так же считалось что берсерки могли превращаться в медведей, но к этой теме мы вернемся позже. Эти элитные воины носили медвежьи шкуры, а впадая в состояние ярости, были больше похожи на диких и свирепых зверей, нежели на людей. Даже дословный перевод на современный русский с древнескандинавского звучит как медведеподобный (björsjörk: björn — медведь, sjörk — похожий, напоминающий, подобный).
     Неизвестно кто именно набирал новых воинов в ряды элитных отрядов берсерков, но в сагах и прочих дошедших до наших дней источниках сказано, что воины отбирались личной дружиной самого Одина в период с 20 по 31 декабря, во время праздника зимнего солнцеворота — Йоля. При этом воины должны были пройти обряд инициации, который почти полностью повторял обряд открывший Одину суть «той стороны», инициируемый пригвождался к дереву (необязательно, что это делалось при помощи гвоздей, возможно просто приковывали обручами) и держался на грани между жизнью и смертью, до тех пор пока на него не сходило откровение и таинство «той стороны». Воины прошедшие такой обряд инициации становились либо берсерками, либо ульфхеднарами и имели между собой принципиальное различие, о котором мы поговорим немного ниже, но оба типа элитных воинов посвящавших себя богу Одину. Как правило эти воинские касты проходили еще долгое обучение различным психологическим техникам и техникам боя. Проходя особую психологическую подготовку берсеркеры учились сознательно входить в состояние неистовства и задействовать скрытые резервы организма.

     Как правило берсеркеры не только воевали, но и в принципе держались обособленно от прочих воинов и в некотором смысле были даже изгоями (как минимум в мирное время). Они плавали на отдельных драккарах, да и в пеших походах всегда держались в стороне. Не редко берсеркеры (как и ульфхеднары) являлись телохранителями конунгов и ярлов, что говорило о их действительно высоком уровне подготовки. В бою же никогда не использовали доспехи (доспехи кстати говоря считались среди берсерков показателем трусости, и если один из них одевал доспех, то о нем, а иногда и о всем его роде, до конца дней распространялась позорная слава). Берсерки снаряжали оружие в каждую руку, либо использовали тяжелое двуручное вооружение, что исключало возможность пользоваться щитом, а иногда и вовсе шли в бой не вооружившись, и убивали противников голыми руками (в некоторых скандинавских сагах упоминается что берсерки голыми руками могли отрывать конечности и головы своим врагам, хотя возможно это просто гипербола... А может и нет) или поднятыми палками и камнями. Когда берсеркеры нападали на врага, то издавали дикие, похожие на звериный рев, крики. Против такой неистовой ярости, даже самые дисциплинированные солдаты, наступающие строем, не могли ничего противопоставить, и как следствие — берсерки без проблем нарушали линию обороны, что в конечном счете означает безоговорочную победу. 
     Но не смотря на такое огромное преимущество перед противником, если верить историческим источникам, берсеркер представлял угрозу не только для врага, но и для своего же отряда, потому что впадая в состояние ярости, абсолютно пропадал самоконтроль. То есть воин-медведь убивал вообще всех, кто находился рядом с ним. Входя в состояние боевого неистовства берсерк становился в несколько раз сильнее и выносливей, терял над собой контроль, ярость становилась единственным чувством, почти или полностью пропадала чувствительность к боли. Даже с не однократно нанесенными смертельными ранами воин-медведь оставался крайне опасен и продолжал бой.

     Ульфхеднар — это путь похожий на путь берсерка, посвященный богу Одину, но в отличии от берсерков проходили несколько иную подготовку, после отбора. Если сделать дословный перевод названия, то получится «волкоголовый» (úlfhéðnar; úlfr — волк, héðin — голова) , не редко их так же именуют воины-волки.
     Про ульфхеднаров известно еще меньше, чем про берсеркеров. Но можно с уверенностью утверждать, что они так же являлись элитными воинами древнескандинавских народов и проходили тот же отбор, что и воины-медведи, пригвождались к дереву, но вверх ногами и содержались на гране между жизнью и смертью, до тех пор, пока перед ними не открывалось таинство «той стороны». Конечно перед таким, довольно жестким отбором, выбирали только достойнейших (сильнейших, умнейших и искуснейших). После постигания «потустороннего» каждый проходил длительное обучение. Принципиальная разница между берсеркерами и ульфхеднарами состояла в том, что если «медведеподобных» обучали для сражений, как неистового сильного воина, прорывающего оборону врага, то в рядах ульфхеднаров  был уклон на скорость, ловкость и тактику. Так же оба пути воина подразумевали специальную психологическую подготовку (хоть и различающуюся) и изучение всего рунического футарка. Не даром их прозвали «волкоголовыми», они были мастерами засад, ночных атак, скрытых нападений, не редко действовали сообща, как волчья стая, но и немало случаев, когда воины-волки сражались в одиночку, а специальная подготовка позволяла одиночке проводить бой с несколькими противниками.
     Принято считать, что ульфхеднары могли входить в состояние ярости, подобно берсеркам, с тем лишь отличием, что это был вполне контролируемый процесс, из-за чего задействовалось меньшее количество резервов организма и, как следствие, было менее эффективным. Помимо скрытого боя и внезапного удара, «волкоголовые» участвовали и в открытых сражениях, чем сильно поднимали боевой дух простых воинов, так же не редко именно они и составляли основную силу скары и, что не маловажно, являлись охранниками и личными воинами конунгов и ярлов.
     В некоторых скандинавских письменах о ульфхеднарах говорится как о волках, что не удивительно, они всегда облачались лишь в волчьи шкуры и не уважали среди своих никаких доспехов, все что им было нужно — это шкуры и оружие. Кто-то утверждает, что они наносили на свое тело изображения рун, кто-то говорит, что они этого не делали. Но явно прослеживается культ оборотничества посвященный оборотню-волку, со своими традициями и устоями, которые ревностно охранялись от всякого не посвященного.


     Последнее упоминание о берсерках и ульфхеднарах относится к XII в., хотя скорее всего последние 200 лет своего существования были уже пугающим анахронизмом.

На этом, пожалуй все. Если вам понравился мой блог и вы хотите без забот следить за всеми обновлениями - заходите на наши странички:
Твиттер 

P.S. Поддержать проект можно всего одним кликом по банеру, ток давайте странице рекламодателя загрузится плз=)

Всегда ваш


©  Бальморе Эшу  2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий